![]() |
![]()
|
![]() |
Афродита была рождена из пены - мы рождены из песни.
НАША РОДИНА - ПЕСНЯАфоризм почти не придуманный. Он из жизни. И появился в тот момент, когда мы вспо-минали, откуда у ансамбля возникло это название - "Свояси". А действительно. Откуда? Исторические хроники повествуют, что друг Сергея Белокопытова - Александр Кремез в пору расцвета своего таланта сочинил и спел на одном из слётов песню, в которой были такие слова: "Всё! До свиданья! Уезжаю восвояси! и "Свояси ждут, свояси заскучали Ещё при первом прослушивании этой песни поразил этот образ и неожиданное одушевление части слова. Самая восприимчивая и романтичная натура Наташа Родионова при обсуждении названия ансамбля предложила и (я бы сказал) настояла (как это умеют делать женщины) именно на этом названии. Много лет спустя, когда мужская часть ансамбля стала солидней (животики, седина в волосах, положение в обществе) название уже немного резало слух и глаз... Но, рождённое из песни не выкинешь! (Опять!) ВСТРЕЧА ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ - ЭТО НАБОР СЛУЧАЙНОСТЕЙ, СИЛЬНО СМАХИВАЮЩИЙ НА ЗАКОНОМЕРНОСТЬ"И повелел Великий Хан Батый на берегу прекрасной Итиль-реки град поставить. Дабы устав от бранных дел главу седую свою мог преклонить. И стал тот град - стольным градом Орды Золотой. И назван был - Сарай-Бату. В честь грозного и великого Хана Батыя!" На берегу одного из рукавов Волги - Ахтубы есть небольшой городок Селитренное. Свое название он получил от промысла, которым местные жители занимались ещё при Петре I. На развалинах старинного городища добывали селитру для изготовления пороха, который был так необходим российской армии в её бесконечных войнах. Интересно, что ещё при Алексее Михайловиче в этом месте разбирались старинные здания, и камень шел на строительство Астраханского кремля. В наши годы здесь работает археологическая экспедиция, которая по утверждениям ученых раскапывает столицу Золотой Орды - Сарай-Бату. Вот здесь на раскопках и познакомились двое - Павел Матвейко и Наташа Родионова. Наташа (как это принято у женщин) копала под Золотую Орду, а Павел (как это принято у мужчин) проплывал мимо на белоснежном лайнере. "Лайнер", правда, сооружен был из трех надувных колбасин, алюминиевых раскладушек, санитарных носилок и парусов из тента от польской палатки "Варта". В 1986 году на берегу Азовского моря в славном бард-лагере "Барзовка" встретились Серёжа Белокопытов и Павел Матвейко. (И о раскопках, и о "Барзовке" можно рассказывать часами. Может быть, на одной из страниц этого сайта мы расскажем о них, например, на страничке "БАЙКИ ИЗ КСПЛЯПА".) Помнится, что именно Сергей, как порядочный человек, после этого предложил петь вместе. Надо сказать, что каждый из участников будущего ансамбля уже пытался петь в ансамбле, дуэте или хоре. Ансамбль со скромным названием "Явление" (П. Матвейко, А. Черномашенцев, Б. Садиков) даже был дипломантом какого-то фестиваля авторской песни. Пробовали петь вместе Наташа с Павлом, но лишь объединившись с Серёжей Белокопытовым, поняли, что получилось нечто устойчивое и интересное. К ТОМУ ВРЕМЕНИ:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВАСтранно, но эти трое музыкантов удивительно несхожи друг с другом своими характерами, привычками и взглядами на жизнь. Даже политические пристрастия у всех троих разные. Тем не менее, им удалось просуществовать вместе около тринадцати лет. Интересно, что был период, когда их было не трое, а пятеро. В квинтете играли и пели ещё две девушки. Яна (вокал, флейта) и Надя (альт). Яна долго не задержалась в ансамбле, а Надежда играла несколько лет. Надя Семенова имела достаточно серьезное музыкальное образование - музыкальное училище по классу альта. Владела инструментом виртуозно. Альт - это инструмент, настроенный на частоту человеческой души. Когда на альте играет хороший музыкант, то его звукам вторит каждая клеточка. Жаль, но жизнь распоряжается по-своему... И за тринадцать лет квинтет становился квартетом, квартет становился трио, трио - дуэтом... Наиболее стойко продержалось трио, хотя за тринадцать лет всякое случалось. Характерная особенность ансамбля - они очень мало выступали и выступают в Москве. В основном их выступления проходят в других городах. Многие коллективы, музыканты и авторы стремятся за известностью в Москву. "Свояси" - наоборот, свою известность получили, выступая на фестивальных сценах других городов и стран. Вот их далеко не полный список: Архангельск, Астрахань, Боровск, Владимир, Воронеж, Вязьма, Витебск, Горловка, Демидов, Днепропетровск, Запорожье, Исперих, Красноярск, Калининград, Калуга, Киев, Клин, Кронштадт, Кишинёв, Минск, Одесса, София, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Сумы и т. д. Тринадцатый год существования оказался для "Своясей" несчастливым. Видимо прорвались накопившиеся противоречия. Наташа Родионова ушла из ансамбля. Через некоторое время появилась новая солистка Лена Филиппова. Они уже встречались раньше. Первая встреча произошла в музее Ленина в подмосковном Королеве. Там кроме всех прочих выступал дуэт Самсонов-Филиппова и трио "Свояси". Уже тогда Лена произвела сильное впечатление... На репетициях долго присматривались, притирались. Было множество сомнений по поводу совместимости тембров, диапазонов, и прочего, что необходимо для успешной работы в ансамбле. Созвучия голосов удалось достигнуть. Обладая недюжинным талантом и поразительной работоспособностью Лена, на удивление быстро, выучила весь многолетний репертуар "Своясей". Вероятно, из-за постоянных противоречий в старом составе не удавалось довести до сценического воплощения некоторые новые песни. В новом составе этих проблем не оказалось, и в репертуаре появились новые песни. Например, "Анахорет" на стихи Давида Самойлова и "Бывает ли это теперь..." на стихи Ю. Левитанского. Не оказалось и проблем с местом для репетиций. Эта проблема существовала, все годы и серьезно обострилась в последнее время. Лена и Сережа живут рядом в городе Королеве на одной улице. А Павел живет в Мытищах - это одна остановка на электричке. И репетиции проходят у кого-то дома. Чаще всего у Белокопытова. Естественно, что личные, финансовые проблемы и проблемы героев нашего трудного времени никуда не делись, но на дне ящика Пандоры все же есть Надежда. ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ НАШИ "СВОЯСИ"?Трио "Свояси" чисто авторский коллектив. Неизменным и единственным автором является Павел Матвейко. Спектр поэтов на стихи, которых написаны его песни, колеблется от Р. Бернса, У. Блейка до Российских поэтов ХХ века Б. Пастернака, С. Черного, В. Невинной, Н. Агнивцева, О. Чухонцева, Ю. Левитанского, Д. Самойлова. Роль режиссера-постановщика берет на себя Сережа Белокопытов. Он же главный аранжировщик и исполнитель партий соло гитары. Охарактеризовать стиль ансамбля каким-то одним словом не удастся, потому, что репертуар достаточно разнообразен и многопланов. Точно так же разноречив и многопланов спектр мнений о нем. От восторга до неприятия. От мнения об ансамбле, как о хранителях традиций авторской песни, до прозрачных намеков на полное несоответствие репертуара её канонам. Но в одном все сходятся, нет равнодушных на их концертах и не может быть, потому что поражает даже стилистическое многообразие: псевдонародная "Ладья" и классические "Друзья", "Шторм" в стиле кантри и глубоко философская "Какие витражи...", философский джаз "Анахорет" и разудалое фламенко "Невероятная история". ИХ СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - ПРОДОЛЖЕНИЕ ИХ ВНУТРЕННЕГО МИРАСергей это воплощение значительности, этакого непререкаемого авторитета. Он из-редка роняет полновесные фразы в зал, посматривая снисходительно на партнеров по сцене. Мол, играйте, играйте ребятишки. А завораживающий голос и обволакивающий взгляд притягивает к нему все взоры прекрасной половины человечества. Павел, наоборот, словоохотлив. Он пытается рассказать массу (на его взгляд) интересного из истории ансамбля, из биографии поэтов, поворчать о тяготах жизни, сделать комплименты организаторам и просто красивым женщинам. В общем, если его вовремя не остановить, то песен со сцены можно и не услышать. Во время исполнения песни он пытается передать мимикой ещё массу дополнительной информации. Лена. Какой-то особенный сценический образ еще не сложился. Наверное, еще мало прошло времени, для выработки творческого почерка. Но уже сейчас видно как она чутко ощущает настроение партнеров и зрителей и мгновенно откликается на его изменение. Она всегда готова поддержать любое действие, происходящее на сцене. И ещё в ней есть очень ценное для трио качество, не смотря на свои прекрасные вокальные данные, и очень интересную тембровую окраску она не играет на сцене вне ансамбля. Именно эта черта позволяет ей совершить главное - быть объединяющей фигурой, це-ментом, скрепляющим сложный организм в единое целое. И, пожалуй, именно сейчас трио "Свояси" перестал быть ансамблем солистов. Серафим Беловей.
|
![]() |
|
||
© Трио "Свояси" П. Матвейко, С. Белокопытов, Е. Филиппова 2000-2006 © Дизайн и верстка: FoBoS Design, 2000-2001 Бизон, 2002-2006 |